Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Пираты. Разбойники. Авантюристы / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Караваджо (Caravaggio) Микеланджело Меризи да
(1573–1610)

Караваджо (Caravaggio) Микеланджело Меризи да (1573–1610)

Итальянский живописец. Имя Караваджо происходит от названия городка в Северной Италии, в котором художник родился 28 сентября 1573. С одиннадцати лет он работал подмастерьем одного из миланских живописцев, а в 1590 переехал в Рим, который к концу XVI века стал художественным центром не только Италии, но и всей Европы. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. В отличие от большинства своих современников, которые могли воспринять лишь более или менее привычный набор эстетических ценностей, Караваджо сумел отказаться от традиций прошлого и создать собственный, глубоко индивидуальный стиль. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Биографы Караваджо пишут, что он относился с презрением к великим мастерам прошлого и даже к античному искусству. Рассказывают историю о том, как художник привел с улицы цыганку, написал с нее гадалку, предсказывающую судьбу молодому человеку, и заявил, что натура – единственная наставница, в которой он нуждается. Независимость мастера от предшествующей художественной традиции явно преувеличивалась его завистниками, но новизна и оригинальность его искусства действительно сделали Караваджо революционной фигурой в культурной жизни Рима того времени.

Реализм Караваджо – это нечто большее, чем просто подражание природе; в его живописи сочетаются глубокое понимание психологии человека и точная передача характера света и формы, что дает возможность преобразить реальность в драму, разыгрывающуюся на холсте. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: «Обращение Савла» (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и «Успение Богоматери» (1605–1606, Лувр). В первой из них будущий апостол Павел, а пока еще гонитель христиан Савл, изображен в тот момент, когда он услышал глас Божий и, пораженный, упал с лошади. Кажется, что воздетые руки распростертого на земле Савла и его голова выходят за раму картины в пространство зрителя, который, таким образом, оказывается непосредственным участником происходящего. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом.

В «Успении Богоматери» религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. Ослабевшее и истощенное тело Богоматери покоится на ложе; вокруг – скорбящие апостолы и Мария Магдалина. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. В эпоху Контрреформации были установлены строгие каноны для религиозного искусства, которым должен был следовать каждый мастер. Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. Однако во многом его искусство можно рассматривать и как воплощение основных духовных ценностей Контрреформации, поскольку оно делало религиозные идеи более понятными и значимыми для верующего. Религиозное чувство, которым проникнуты произведения Караваджо, близко по духу житиям святых Филиппо Нери и Игнатия Лойолы.

Личность и события биографии Караваджо поражают воображение почти так же сильно, как и его живопись. Очевидно, он приехал в Рим без средств к существованию и в ранний период творчества писал натюрморты и жанровые композиции, такие, как упоминавшаяся выше картина «Гадалка» (ок. 1595, Рим, Капитолийские музеи) и «Шулеры» (ок. 1596, ранее в коллекции Скьярра). Две картины, написанные для римской церкви Сан Луиджи деи Франчези в 1597–1599, «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», отмечают переломный момент в творчестве Караваджо. Обе работы близки по стилю ранним жанровым сценам, но уже наполнены тем внутренним драматизмом, который достиг своего полного выражения в алтарных образах начала 1600-х. Начиная с 1600, времени его наивысшего творческого подъема, имя Караваджо стало появляться в протоколах римской полиции. В большинстве документов речь идет о незначительных проступках: вместе со своими друзьями он привлекался к суду за непристойные стишки, написанные в адрес одного из живописцев, за угрозы официанту в таверне или за оскорбления в адрес полиции. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. В мае 1606 Караваджо убил своего молодого знакомого Рануччио Томассони в драке, возникшей из-за спора при игре в мяч.

После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. Там он продолжал работать над крупными заказами; его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. В 1608 он переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. Но и здесь трудный характер Караваджо довел его до беды: он оскорбил старшего по званию, был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию. Прожив там несколько месяцев, художник возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в какой-то таверне и был изуродован. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. В это время Караваджо, вероятно, уже был болен малярией, от приступа которой он умер в городке Порто-Эрколе 18 июля 1610.


Аден/Верхняя Яффа, 1967, Юноша с корзиной фруктов

Аден/Верхняя Яффа, 1967, Маленький больной Вакх

Аден/Верхняя Яффа, 1967, Маленький больной Вакх

Аден/Махра, 1967, Гадалка

Аджман, 1968, Лютнист

Аджман, 1968, Лютнист

Аджман, 1972, Юноша с корзиной фруктов

Ватикан, 2010, Положение во гроб

Гайана, 1993, Положение во гроб

Гайана, 1993, Гадание

Гамбия, 1997, Отдых на пути в Египет

Гамбия, 2000, Натюрморт с птицами

Гамбия, 2010, Картины Караваджо

Гамбия, 2010, Задержание Христа

Гана, 1997, Амур-победитель

Гана, 1997, Семь деяний милосердия

Гвинея, 2007, Лютнист

Гвинея-Бисау, 2003, Музыканты

Гвинея-Бисау, 2003, Положение во гроб

Гвинея-Бисау, 2003, Лютнист

ГДР, 1973, Микеланжело Караваджо

Гренада, 2003, Лютнист

Доминика, 2010, Картины

Доминика, 2010, Св. Иероним

Ирландия, 1994, Задержание Христа

Ирландия, 2004, Задержание Христа

Италия, 1960, Микеланжело Караваджо

Италия, 1973, Иоанн Креститель с овном

Италия, 1975, Бичевание Христа

Италия, 2010, Давид с головой Голиафа

Камбоджа, 1985, Вакх

Либерия, 1969, Давид и Голиаф

Либерия, 2000, Иоанн Креститель с овном

Либерия, 2010, Картины

Либерия, 2010, Кающаяся Магдалина

Мальта, 1970, Усекновение главы Иоанна Крестителя

Мальта, 1970, Св. Иероним

Мальта, 1981, Рыцари у картины Караваджо

Мальта, 2007, Св. Иероним

Мальта, 2007, Усекновение главы Иоанна Крестителя

Мальта, 2007, Усекновение главы Иоанна Крестителя

Мальтийский орден, 1979, Алоф де Виньякур

Мальтийский орден, 1983, Положение во гроб

Мальтийский орден, 1984, Преображение св. Павла

Мальтийский орден, 1985, Св. Матфей и ангел

Мальтийский орден, 1988, Распятие св. Петра

Мальтийский орден, 1989, Мадонна Лоретто

Мальтийский орден, 1990, Мадонна дель Палафриниери

Мальтийский орден, 1991, Смерть мадонны

Мальтийский орден, 1992, Усекновение главы Иоанна Крестителя

Мальтийский орден, 1992, Усекновение главы Иоанна Крестителя

Мальтийский орден, 1993, Портрет Алофа де Виньякура

Мальтийский орден, 1994, Семь деяний милосердия

Мальтийский орден, 1996, Св. Иероним

Манама, 1972, Поклонение пастухов

Манама, 1972, Кающаяся Мария Магдалина

Манама, 1972, Св. Екатерина Александрийская

Мозамбик, 2010, Вакх

Мозамбик, 2010, Маленький больной Вакх

Мозамбик, 2011, Ужин в Эммаусе

Мозамбик, 2011, Маленький больной Вакх

Ниуэ, 1978, Положение во гроб

Ниуэ, 1978, Положение во гроб

Палау, 2010, Картины Караваджо

Палау, 2010, Уверение Фомы

Панама, 1968, Лютнист

Панама, 1968, Отдых на пути в Египет

Парагвай, 1967, Мадонна Лоретто

Парагвай, 1967, Мадонна Лоретто

Парагвай, 1968, Юноша с корзиной фруктов

Парагвай, 1968, Ужин в Эммаусе

Парагвай, 1971, Амур-победитель

Парагвай, 1973, Вакх

Парагвай, 1975, Юноша с корзиной фруктов

Сан-Марино, 1960, Юноша с корзиной фруктов

Сан-Марино, 2009, Отдых на пути в Египет

Сан-Марино, 2010, Ужин в Эммаусе

Сан-Томе и Принсипи, 2010, Картины Караваджо

Сан-Томе и Принсипи, 2010, Игроки в карты

Сент-Винсент, 1996, Музыканты

Сент-Винсент, 2011, Картины Караваджо

Сент-Винсент, 2011, Игроки в карты

Сент-Люсия, 1977, Мадонна Розария

Того, 2013, Преображение св. Павла

Умм-эль-Кайвайн, 1968, Корзина с фруктами

Италия, 2010.07.16, Караваджо. Давид с головой Голиафа

Италия, 2010.07.16, Порто Эрколе. Давид с головой Голиафа

Сан-Марино, 2009.10.21, Сан-Марино. Мадонна

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня