Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Шпее фон Лангенфельд (Spee von Langenfeld) Фридрих
(1591—1635)

Шпее фон Лангенфельд (Spee von Langenfeld) Фридрих (1591—1635)

Немецкий поэт, священник-иезуит, профессор философии и моральной теологии, мистический и аскетический писатель, композитор. Знаменита его книга «Cautio criminalis» («Предостережение обвинителю»), в которой он протестует против злоупотреблений, имевших место в процессах против «ведьм». Автор церковных гимнов и хоралов, собранных в книге «Упрямый соловей, или Духовно-развлекательная роща» (1629).

Шпее родился в Кайзерверте. Свое образование он получил в колледже иезуитов в Кельне, а в 1611 стал членом Ордена. После этого он изучал философию в Вюрцбурге и теологию в Майнце. В 1624 Шпее направили в Падерборн в качестве проповедника, в 1627 он вернулся в Вюрцбург и занял кафедру профессора. В 1620-е ведьмовская истерия в Германии достигла максимума, особенно в таких городах, как Бамберг, Вюрцбург, Майнц, Кельн. Баден и Бранденбург. Особое рвение проявляли принцы-епископы Вюрцбурга и Бамберга. Вдохновляемые иезуитским орденом они казнили около 1500 человек. В обязанности Шпее входило исповедовать приговоренных в Вюрцбурге. Он пришел на эту должность, убежденный в существовании настоящих ведьм, находящихся на службе у дьявола. Но в ходе процесса обвиняемых приговаривали без малейшей надежды на справедливый суд, и взгляды Шпее начали меняться. Он по-прежнему верил в то, что ведьмы существуют. Но вместе с тем он убедился, что в Вюрцбурге не нашли ни одной. Слабые улики и жестокие пытки заставляли страдать и его. К тридцати годам он почти полностью поседел «от горя». «Из многих ведьм, которых я приготовил к смерти, — объяснял он, — не было ни одной виновной». Шпее видел, что достаточно малейшего подозрения в причастности к колдовству, чтобы приговорить человека к смерти, и что после предъявления обвинения надежды на спасение нет. Обвиняемая, не отличавшаяся особой набожностью, считалась ведьмой; обвиняемая, ведшая благочестивую жизнь, тоже считалась ведьмой, поскольку слуги дьявола обманывают людей показной добродетелью. Если обвиняемая быстро признавалась во всем под пыткой, это служило доказательством ее виновности; если она проявляла упорство, это тоже служило доказательством ее виновности. Если она умирала от пыток, говорили, что дьявол сломал ей шею, и это тоже было доказательством виновности. Шпее писал: «Я часто думал, что мы лишь потому не все являемся колдунами, что не прошли через пытку. И это не пустое хвастовство, когда позже один инквизитор осмелился бахвалиться, что если бы ему в руки попал Папа, то и он бы сознался в волшебстве». Шпее указывал также на волны, разбегающиеся от судилищ. Жертв всегда заставляли называть своих «сообщников», и Шпее высказал опасение, что по мере развития процессов «в наши дни не останется никого, независимо от пола, богатства, должности или сана, кто оставался бы в безопасности от подложного обвинения в колдовстве со стороны врага или клеветника».

В 1631 Шпее анонимно опубликовал книгу «Cautio Criminalis», в которой жестоко нападал на охотников за ведьмами и разоблачал их методы. Он подчеркивал, что инквизиторы имеют выгоду приговаривать как можно больше людей, поскольку им платят за каждую сожженную ведьму, к тому же они наследуют ее имущество. Он утверждал, что все высказывания о том, что некоторые ведьмы каются без пыток, являются ложью. «Без пытки» в данном случае означает легкую пытку, которая при всей своей жестокости все-таки бледнеет перед тем, что ждет жертву, настаивающую в своей невиновности. Хотя книга «Cautio Criminalis» была опубликована анонимно, автора ее в иезуитских кругах узнали, и многие члены Ордена приняли участие в ее поношении. Несмотря на попытки запрета, книгу перевели на французский, голландский и польский языки, и она широко распространилась по континенту. Ведьмовские процессы продолжались в лихорадочном темпе еще в течение 30 лет после выхода книги, а затем начали стихать. Шпее направили в Тревес приходским священником. Он умер 7 августа 1635 всего 44 лет от роду, оказывая помощь солдатам во время эпидемии чумы.


ФРГ, 1991, Фридрих Шпее фон Лангенфельд

ФРГ, 1991.02.14, Бонн. Фридрих Шпее фон Лангенфельд

Реклама:

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня