Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Файко Алексей Михайлович
(1893—1978)

Файко Алексей Михайлович (1893—1978)

Советский театральный драматург. Автор ряда остросюжетных мелодрам и комедий, широко ставящихся на сцене театров 1920—1940-х.

Родился 7 (19) сентября 1893 в московской купеческой семье, отличающейся особой любовью к театру и знанием московского театрального мира. В 1917 закончил историко-филологический факультет Московского университета. Его молодость совпала с расцветом студийного театрального движения. В 1921—1924 работал в качестве педагога, актера и помощника руководителя в Студии импровизации «Летучая мышь». Этот опыт существенно помог в его первых шагах драматурга (первые пьесы — комедия «Диллема», 1921; «Карьера Пирпойнта Блэка», 1922). Его пьесы с самого начала отличались сценической эффектностью, захватывающей интригой, стремительным темпом развития действия. С большим успехом Мчеделовым в «Летучей мыши»была поставлена «Диллема». Начинающего автора окрылила похвала Станиславского.

Новый этап в его творчестве начался в 1923 и был связан со сценической практикой Мейерхольда, в постановках которого были воплощены самые известные пьесы Файко 1920-х: «Озеро Люль» и «Учитель Бубус». На смену театральной агитке времен Гражданской войны приходил жанр «хорошо сделанной пьесы», «где все было на своих местах: и быстрая завязка, и бурная кульминация действия, и эффектный финал», — писал Рудницкий. Файко возрождал забытые традиции мелодрамы, театр эффектов и контрастов, театр, доступный самой разной публике. В «Озере Люль» использовал приемы кинематографа, ставшего серьезным конкурентом театру. Динамическая смена эпизодов в этом спектакле послужила началом внедрения кинематографической практики в театр, и позже использовалась многими режиссерами. Сформулированный Эйзенштейном принцип «монтажа аттракционов» был настолько созвучен динамике времени, что не мог не использоваться как в драматургической, так и в режиссерской практике.

Его пьесы изображали пестрый мир наживы и преступления, борьбы за деньги и власть. Еще не написаны образцы советской драмы о революции, не выведен на подмостки «положительный» герой. Но уже в то время он выводит на сцену своего героя — привлекательного и неотразимого авантюриста Антона Прима, чтобы развенчать его буржуазный индивидуализм. Это был настоящий герой эпохи НЭПа. Парадокс заключался в том, что осуждаемый автором герой очень нравился публике, чем и был обусловлен, в основном, успех спектакля. Постановка «Озера Люль» в Театре Революции В.Мейерхольдом (1923) стала событием и первым образцом кинематографического построения спектакля. Комедия «Учитель Бубус» (1925) в силу некоторой своей вторичности, такого успеха уже не имела.

Продолжала тему развенчания индивидуализма пьеса «Евграф, искатель приключений», написанная в 1925 уже не на экзотическом, а живом московском материале. Главный герой Евграф пытался и не мог обрести себя в новой обстановке возрожденного капитализма, искал и не находил возвышающих душу приключений. Эта пьеса не стала творческой удачей Файко. Несколько лет спустя, в 1928 написал лучшую свою пьесу «Человек с портфелем», которая была поставлена режиссером Диким в Театре Революции. В центре - мелодраматический герой Гранатов — циничный приспособленец, готовый поставить на службу своей карьере самые благородные слова и идеи. Его прошлое темно и запятнано, и для расправы с людьми, напоминающими о нем, он не брезгует никакими средствами, вплоть до убийства. С позиции современности пьеса кажется наивной. И, конечно, не столько благодаря мелодраматическому злодею Гранатову она была запечатлена в истории театра. В «Человеке с портфелем» главным антагонистом Гранатова оказался четырнадцатилетний подросток Гога, мальчик большого внутреннего достоинства, человеческого чутья и духовной силы.

С расцветом новой советской драматургии конца 1920-х — начала 1930-х, когда на сцену выходят такие новые авторы, как Тренев, Погодин, Арбузов, не говоря уже о Булгакове, творчество Файко вытесняется на второй план, не отвечая новым театральным требованиям.

Перу Файко принадлежат либретто к операм Хренникова «В бурю», «Мать» (по роману Горького), сценарии к фильмам «Аэлита» (1924), «Папиросница от Моссельпрома» (1924), «Сердца четырех» (1941).

Умер Файко 25 января 1978.

Екатерина Юдина


Россия, 1999, Сцена из спектакля «Озеро Люль»

© 2003-2018 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня