Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Черный Саша
(псевдоним; настоящее имя Александр Михайлович Гликберг; другие псевдонимы – Сам по себе, Мечтатель)
(1880–1932)

Черный Саша (псевдоним; настоящее имя Александр Михайлович Гликберг; другие псевдонимы – Сам по себе, Мечтатель)(1880–1932)

Русский поэт, прозаик, переводчик. Родился в Одессе в семье еврея-провизора. Крещенный отцом в возрасте 10 лет, чтобы иметь возможность поступить в гимназию вне «процентной нормы», обучения не закончил (неоднократно отчислялся за неуспеваемость). В 1902–1904 служил в Новоселицкой таможне, с 1905 – чиновник в Петербурге, где благодаря женитьбе на ученице видного профессора философии Введенского и родственнице известных купцов Елисеевых получил возможность заняться самообразованием.

В 1906–1907 прослушал курс лекций в Гейдельбергском университете. На Первой мировой войне был санитаром. В марте 1917 Временным правительством назначен заместителем комиссара Северного фронта. После Октябрьской революции (которую Черный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 уехал в Прибалтику; в 1920 – в Берлин; со второй половины 1923 до начала 1924 – в Италии, в семье Леонида Андреева. С 1924 жил в Париже, сотрудничал в газетах «Последние новости», парижском «Сатириконе» и других периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями.

Начал печататься в Житомире в 1904. В 1900-е активный сотрудник прогрессивных сатирических журналов «Зритель», «Молот», «Маски», «Сатирикон» и др. Дерзкая политическая сатира Черного «Чепуха» (1905; «Трепов – мягче сатаны») принесла ему известность. Первый сборник стихов поэта «Разные мотивы» (1906), содержащий наряду с лирикой литературные и политические юморески, был запрещён цензурой. Сборник «Сатиры» (1910) с ироническим посвящением «всем нищим духом», представивший оригинальную сатирическую маску интеллигентного обывателя, обличает мелочность, пустоту и однообразие суетного мещанского существования во всех сферах общественного и литературного бытия, сочетая сарказм с нотами пессимизма. Во втором сборнике, «Сатиры и лирика», проявилось тяготение Черного к «чистой» лирике, тонким пейзажным и психологическим зарисовкам.

Уйдя весной 1911 из «Сатирикона», где он был одним из поэтических лидеров с 1908, Черный печатается в газетах «Киевская мысль», «Русская молва», в журналах «Современный мир», «Аргус», «Солнце России», «Современник». Саша Черный по настоянию Корнея Чуковского написал для детей 25 книжек, в том числе книги «Тук-Тук», 1913, «Живая азбука», 1914). Щемящей тоской по утраченной Родине, острым ощущением бесприютности пронизаны книга стихов Черного «Жажда» (1923), поэма «Кому в эмиграции жить хорошо» (1931–1932), обнаруживающая единственного счастливца на чужбине – малыша в кроватке. Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнаженно резкий стиль и нарочитый антиэстетизм виртуозного стиха Черного, его принципиальная антибуржуазность, повлиявшие на формирование Маяковского, выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных художников Серебряного века.

Среди других его произведений – поэма «Ной» (1914), печально предрекающая современному поколению новый «всемирный потоп»; стихотворный цикл «Война» (1918), впечатляющая картина ужасов фронтового и лазаретного быта; стихи, повести, рассказы (книги «Сон профессора Патрашкина», 1924; «Дневник фокса Микки», 1927; «Кошачья санатория», 1928; «Белка-мореплавательница», 1933) и пьеса «Возвращение Робинзона» (1922) для детей; произаический сборник «Несерьезные рассказы» (1928), с «легкой улыбкой, беззлобным смехом, невинной проказливостью» (Куприн) воскрешающий петербургский, московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Черному безвозвратно потерянным раем; многочисленные рассказы о скудном быте, материальных лишениях и моральном унижении эмигрантской жизни.

Особое место в творчестве Черного занимают «Солдатские сказки» (опубликованны в 1933), написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к сказу Лескова и Зощенко. Оставил также переводы из Гейне, Демеля, Гамсуна. Цикл музыкальных произведений на слова Черного создал Шостакович.

Умер Черный, помогая тушить пожар, в Провансе, в Ла Фавьер, близ местечка Лаванду (Франция) 5 августа 1932 — перенапряг сердце.


Россия, 2005, 125 лет со дня рождения Саши Черного

© 2003-2019 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня