Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Гипатия (Ὑπᾰτία ἡ Ἀλεξάνδρεῖα)
350/370—415

Гипатия (Ὑπᾰτία ἡ Ἀλεξάνδρεῖα)  350/370—415

В Александрии жили две ученых женщины с подозрительно похожими биографиями. Об одной заговорили через 400 лет после кровавого убийства второй. Имя одной живет в христианских легендах и житиях, а второй – в названиях небесных тел, в романах и кинофильмах. Но обе ли существовали в действительности?

Гипатия родилась в Александрии Египетской в середине IV века. Она была дочерью Теона, известного в античном мире философа, математика и астронома, последнего хранителя знаменитой Александрийской библиотеки. Девочка росла не только красавицей, но и умницей. Она прилежно посещала занятия в школе-мусейоне, которую основал её отец, и постоянно читала рукописи из библиотеки, хранившейся в храме-серапеуме.

Достигнув 20 лет, Гипатия начала помогать отцу, причем не только в школе, но и в его научных трудах. Историки считают, что многие сочинения, в том числе комментарии к «Арифметике» Диофанта и к «Началам» Евклида, а также «Астрономический канон» Теон и Гипатия писали вместе. Возможно, она принимала участие в создании первой астролябии, изобретателем которой считается Теон. Как видно, научные интересы юной красавицы охватывали математику и астрономию. Кроме того, она известна своим вкладом в философию неоплатонизма.

Здоровье Теона сильно подорвали события 391 года, когда толпа христиан разрушила храм-серапеум. При разгроме этого, как считали адепты Христа, «языческого капища», были уничтожены множество рукописей, над которыми Теон работал долгие годы. Гипатия полностью взяла на себя руководство школой, а когда в 405 году Теон умер, учебное заведение стало официально называться «Школой Теона и Гипатии».

То, что образование студенты получают под руководством женщины, никого не смущало. Слава об учености и ораторском мастерстве Гипатии, лично преподававшей арифметику, философию и астрономию, была известна далеко за пределами Александрии. Престижу её школе прибавляло и то, что многие выпускники становились префектами, епископами, видными членами общин своих городов. Современник Гипатии, церковный историк Сократ Схоластик писал о ней: «Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей».

Несмотря на то, что на рубеже IV-V веков в Александрии частенько вспыхивали конфликты между христианами и язычниками, школа Теона и Гипатии была зоной веротерпимости. Для её руководительницы знание всегда стояло выше веры, и благодаря этому в стенах школы мирно уживались ученики, исповедовавшие самые разные вероучения. Это внушало уважение к Гипатии среди отцов города. К её мнению прислушивался префект Александрии Орест, ей покровительствовал епископ Феофил.

Всё изменилось в 412 году, когда епископский престол, вместо умершего Феофила занял его племянник Кирилл. Эту должность он получил в упорной борьбе с претендовавшим на неё священником Тимофеем. После победы мстительный Кирилл начал преследовать недавних оппонентов. Пострадали не только Тимофей и его сподвижники, но и все так или иначе недовольные политикой нового епископа. Горожане разделились на сторонников и противников Кирилла, и эти группы яростно враждовали.

Главной силой Кирилла были парабалланы, околоцерковная каста христиан-фанатиков. Первые упоминания о них появились еще в середине IV века. Во время эпидемии чумы в Александрии находились люди, ухаживавшие за больными не из желания облегчить их страдания, а мечтая заразиться и умереть во славу Христову. Этих «санитаров» и стали называть парабалланами, от греческого «банщики». За полвека они превратились сначала в телохранителей епископа Александрийского, а затем и в отряд погромщиков, наводивших ужас на город. Большинство парабалланов происходили из низших слоев населения, и преследовали не только противников христианства, но и просто состоятельных александрийцев. В лице парабалланов Кирилл нашел благодарных слушателей своих проповедей, готовых по мановению его руки преследовать, грабить и убивать.

За одну из пострадавших от парабалланов знатных семей вступился префект Орест. Это рассорило Кирилла с городскими властями. Для разборок с самим префектом у епископа руки были коротки, и неожиданно его гнев обрушился на ни в чем не повинную Гипатию. Якобы, это она науськала Ореста защитить безбожных язычников. Парабалланы тут же принялись распускать по Александрии слухи, что Гиппатия – чернокнижница, ведьма и чародейка. Распалив городскую чернь и самих себя, христианские фанатики перешли от слов к действиям.

В марте 415 года они остановили паланкин, на котором Гипатия возвращалась домой. Немолодую женщину (по разным источникам Гипатии на тот момент было от 45 до 60 лет) за волосы выволокли наружу, сорвали с неё одежду и как опасную преступницу, привязав к лошадиному хвосту, проволокли по ночным улицам Александрии к церкви Кесарион. Там добрые христиане-парабалланы учинили зверскую расправу. Острыми черепками они по кусочкам срезали плоть Гипатии, обнажая её скелет. Это медленное убийство продолжалось несколько часов. Затем то, что еще недавно было женщиной-философом, отнесли в место, называвшееся Кинарон, и там сожгли. Озлобленными плебеями двигала извечная ненависть к тем, кто умнее, успешнее их, да еще смеет иметь независимую точку зрения.

От страшного убийства жители Александрии пришли в ужас. Страх парализовал любое сопротивление Кириллу. Префект Орест покорился епископу. Лишь из столицы империи пришло глухое осуждение убийства в виде нескольких указов. Согласно одному из них количество парабалланов было ограничено полутысячей человек, а второй гласил: «Мы специально повелеваем, чтобы лица, которые являются настоящими христианами, или те, кто заявляет, что является таковым, чтобы они не оскорбляли авторитет религии и не смели налагать руки насильственным образом на иудеев и язычников, которые живут спокойно и не пытаются ничего привести в беспорядок или сделать беззаконие».

Кирилл настолько явно являлся главным бенефициаром жуткого убийства Гипатии, что его сторонники сочли необходимым отмазать епископа от этого преступления. Еще при его жизни Сократ Схоластик пытался переложить вину на какого-то никому не известного Петра: «Люди с горячими головами, под начальством некоего Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину… Это причинило немало скорби и Кириллу, и александрийской церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову».

Описаний нравственных страданий Кирилла оказалось недостаточно. После смерти епископа в 444 году он, за свои благочестивые деяния был причислен к отцам церкви, но смерть Гипатии оставалась темным пятном на сверкающих одеждах святого отца. Необходимо было полностью искоренить память об этом преступлении. Спустя несколько веков сделать это попытались с помощью подмены. Так возникла легенда о Екатерине Александрийской.

Первое упоминание об этой христианской мученице относится лишь к VIII веку. Неизвестные авторы нашли в сочинениях историка церкви Евсевия Кесарийского, относящихся к IV веку, некую знатную александрийку, жившую в конце III века во времена римского императора Максимина. Евсевий писал, что красивая и богатая христианка отвергла домогательства императора, и предпочла благочестие обещаниям Максимина жениться на ней. За это разгневанный монарх всего лишь отправил несостоявшуюся пассию в ссылку.

Отправная точка для создания легенды была найдена. То, что безымянная христианка жила на сто лет раньше Гипатии играло только на руку сочинителям: история Гипатии сразу становилась как бы вторичной. Анонимная знакомая Максимина получила имя Доротея, что значит «богом данная». Придумали историю о её крещении. Якобы Доротея была настолько красива, умна и приятна во всех отношениях, что хотела выйти замуж только за юношу, который окажется лучше её по всем этим показателям. Все женихи отпали сами собой. Тогда её мать (естественно, тайная христианка), отвела Доротею к монаху-отшельнику, который сообщил, что знает подходящего юношу: самого умного, самого красивого, самого богатого и самого знатного во всей вселенной. На следующую ночь описанный монахом молодой человек явился к Доротее, правда, лишь во сне. Иисус Христос (а это был он) очаровал девушку, и обручился с ней, подарив ей серебряное кольцо. Проснувшись, Доротея нашла кольцо на пальце, объявила себя невестой христовой, и приняла крещение, под именем Екатерина, то есть «вечно чистая».

По легенде, Екатерина прочла сочинения всех античных поэтов и философов, и прослыла самым умным человеком и самым красноречивым оратором во всей империи. Здесь её «жизнеописание» практически дословно повторяет биографию Гипатии. А вот дальше начинаются расхождения. Екатерина пострадала не от христианских фанатиков, а от императора Максимина II, с которым она непонятно каким образом познакомилась в Риме. Император, прославившийся гонениями на христиан, попытался вернуть понравившуюся ему красавицу к языческой вере отцов, но та оказалась непреклонна. Тогда Максимин собрал самых известных римских мудрецов и устроил их диспут с 18-летней александрийкой. Естественно, мудрецы оказались посрамлены, и Максимин, игравший в этом споре роль арбитра, приказал их сжечь, как не оправдавших высочайшего доверия. После этого он сам попытался вразумить Екатерину, но та не поддалась. Тут Максимин поступил непоследовательно: вместо самосожжения, он приказал заточить в тюрьму и мучить несговорчивую девушку.

В тюрьме Екатерину посетила императрица в сопровождении военачальника Порфирия. Этот визит закончился тем, что узница обратила в христианство всех гостей, включая двести солдат, непонятно как поместившихся в её камере. Узнав об этом, придворный Хурсаден придумал для пропагандистки запретного вероучения страшную казнь. Он приказал изготовить четыре утыканных ножами колеса, которые, вращаясь в разные стороны, должны были разодрать тело Екатерины на мелкие кусочки (обстоятельства смерти несчастной Гипатии явно не давали авторам легенды покоя).

Превратить тело Екатерины в то, что осталось от её прототипа, помешал ангел, который перед самой казнью разрушил страшное орудие пытки. Расстроенный Максимин попытался восстановить машину смерти, но его принялась отговаривать обращенная в христианство супруга. Разгневанный император приказал казнить жену, а заодно Порфирия с двумястами уверовавшими воинами. На освободившееся место жены свежий вдовец тут же пригласил Екатерину. Единственным условием было отречение от христианства. Но непреклонная девушка отказалась от должности императрицы, и Максимин приказал отрубить ей голову. По легенде вместо крови из тела мученицы потекло молоко.

Тело женщины исчезло сразу после казни. Как выяснилось позже, ангел унес останки на высокую гору в Синае, ныне носящую имя святой Екатерины. В 850 году, вскоре после начала распространения легенды, мощи святой очень кстати обнаружили монахи расположенного неподалеку монастыря. То, что это именно Екатерина мощеискатели поняли, увидев на неистлевшем пальце обручальное кольцо Иисуса. К монастырю, куда были перенесены останки, тут же потянулись паломники, и он быстро разбогател.

Культ Екатерины приобрел невиданный размах. Тем немногим, кто вспоминал о зверски замученной в позднеантичные времена женщине-ученой, церковники с готовностью отвечали: «Как же, как же, конечно! Это же наша Екатерина!» Святую с фальшивой биографией объявили покровительницей всех невинных девушек, библиотекарей, философов, учителей, стенографисток, а также всех ремесленников, работающих с приспособлениями, похожими на колесо – гончаров, прях и механиков. Особенно популярной стала история об обручении Екатерины с Христом. Правда, художники, чтобы не возбуждать плотских фантазий, предпочитали жениха-Иисуса изображать младенцем.

Неожиданно в XIV веке объявилась еще одна невеста Христа, тоже Екатерина. Одноименной сиенской монахине приснился сон, что Иисус и ей подарил кольцо, причем не простое, а золотое, украшенное бриллиантами и жемчугом. Правда, любоваться этим кольцом на пальце невесты могла только она сама. Тем не менее, сиенцы очень обрадовались, что у них есть своя собственная святая Екатерина, а некоторые художники даже стали изображать обручение младенца Христа с двумя невестами сразу.

Несмотря на усилия церкви, память о Гипатии всё-таки сохранилась. Особый интерес к её судьбе вспыхнул в эпоху Просвещения, когда её стали считать жертвой во имя науки. Именно тогда раздались первые голоса о том, что биография святой Екатерины украдена у замученной христианами Гипатии. Об ученой из Александрии писали поэмы и романы. О её жизни снимали фильмы, самым известным из которых стал «Агора», снятый Алехандро Аменбаром в 2009 году. В честь женщины-астронома названы кратер на видимой стороне Луны, астероид и планета в созвездии Дракона. Таким образом, имя Гипатии сохраняется на небесах, там, куда пытались пристроить девушку, с украденной у неё биографией.

Дмитрий Карасюк


Испания, 2010, Постер к фильму "Агора"

Корея Северная, 1983, Афинская школа

Сьерра-Леоне, 1983, Пифагор, Парменид, Гераклит и Гипатия

Сьерра-Леоне, 1983, Афинская школа

Реклама:

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня